Ох уж эти стили танго

stampsЕсли вы видите стройную изящную пару, которая делает хиро на четвертой скорости, 12 очос вперёд за два бита, потом 100500 взаимных ганчо в секунду, а потом барышня птицей в небо и змеёй об пол — это стиль Антонио Тодаро.
tangopunk

Как любой обширный клан, который угасал, возрождался и продолжает испытывать приток свежей крови, танго не обходится без споров о наследстве. По редким видео и многим пересказам можно составить представление о стилях отдельных танцоров, которые задавали стиль таких-то районов Буэнос-Айреса таких-то годов. На текущей волне мировой популярности танго, «гербы» расхватали по вывескам, и в современном преподавании аргентинского танго заново обозначились три «семейства»: Танго Милонгеро, Танго де Салон, и Танго Нуэво. Гордый род сценического танго – Танго Эссенарио держится особняком, но и в его прихотливой хореографии обычно видна приверженность эстетике и технике одного из этих стилей.

Многие мастера настаивают, что танго – не три слона на черепахе, а один большой слон из притчи о слепцах. «Контакт в паре или есть, или нет; сколько людей, столько стилей; мысль изреченная есть ложь, учиться надо телом.» И будут сто раз правы. Тем не менее, три названных термина заняли прочное место в лексиконе танго. Под ними понимаются некие образы, ощущения, преобладающие принципы движения, которые объединяют людей по вкусам… но нередко и разделяют, настолько, что дружба дружбой, а танцы врозь.

genealogyЕсть какие-то опознаваемые моменты (разные у разных) – это или шаги, или особенности объятья, или определенные моменты в музыке обыгрываются определенным образом, и так далее… это как диалект – если вы оба его понимаете, вы можете вдвоём на нем общаться лучше, с большим взаимопониманием, чем вы можете общаться с другими на «универсальном» языке, без этого общего специфического диалекта.
Neacat

Ты плохо танцуешь? Так чья в том вина? 
Не с той стороны ты пощупал слона!
Коллективное творчество

Рассмотрим каждое из направлений в самом характерном виде – помня, что границы между стилями размыты, как между цветами спектра, а сочетания опыта и склонностей в каждой паре дают самые разные оттенки.

Это видео – блестящая зарисовка на тему истории танго. В нем три номера. Первый имитирует канженге, «пра-пра-танго» земляных полов 1870х – 1930х. На пыльной площадке можно было чертить вензеля ногами, но, рискуя споткнуться, приходилось передвигаться впритоп. О канженге разговор отдельный, посему начнем просмотр поближе ко второму танцу (с 3:25), в котором та же пара танцует танго милонгеро в объятии апиладо. Наконец, в третьей части видео (с 6:10) мы наблюдаем стиль салон 1940-х – 1950-х. Не то чтобы из милонгеро вырос салон; скорее, салон упростился до милонгеро, но лучше сказать, что две эти ветви развивались параллельно. На полных незнакомцами центральных милонгах Буэнос-Айреса – тесные объятия, печатный шаг. На семейственных районных милонгах – чинные прогулки на своих осях. Оттого знатоки предпочитают термины estilo del centro и estilo del barrio ярлычкам «милонгеро» и «салон».

Танго милонгеро – tango milonguero

«Животное о четырех ногах с одним сердцем» – это явно про него.)) Управление телом женщины сосредоточено в мужской груди, к которой прильнула партнерша, впитывая мельчайшие колебания. Оттого, что пара делает мало фигур, увлеченная музыкальностью шагов, а длина шагов чуть менее чем всегда ограничена плотностью танцпола, наблюдателю может показаться, что эти люди спят, укутавшись объятием… и видят сладкий сон.

Орасио «El Pebete» Годой учит, что стиль милонгеро требует фронтального закрытого объятия грудь-в-грудь, так что и бумажка не выпадет, зажатая между корпусами. Танцоры отдают друг другу часть веса, как если бы стояли, прислонившись к стене (эффект карточного домика). Столь плотное объятие и встречный наклон ограничивают возможности скрутки в позвоночнике, отчего корпус и бедра поворачиваются практически вместе, а очо назад и хиро заменяются скрестными шагами (очо милонгеро, хиро милонгеро). Шаги в основном короткие, рубленые, под корпусом и вместе с корпусом; часто употребляется очо кортадо. В довершение образа, партнер ступает на всю подошву, как конь или слон, а левый локоть держит близко: моя женщина, не отдам!

Такой стиль корректней называть танго апиладо (исп. apilar – скирдовать, громоздить штабелями, apilarse – толпиться), чтобы не путать с танго милонгеро в широком смысле слова.

Рубен «Milonga» Тербалька заверяет, что лежать на партнере не обязательно, что некоторый поворот бедрам партнерши можно задать без ущерба для ее поясницы, что динамика шагов может быть очень разной. Ибо танго милонгеро – это всё, что танцуют завсегдатаи милонг между собой и для себя, не стараясь произвести впечатление на зрителя. В плане техники принципиальны неизменное объятие, заземлённость, стабильный уровень опорной ноги без проседания в колене, постоянный контакт свободной ноги с полом.

Прочие заповеди старых милонгерос, а именно: музыкальность, деликатность, недоговорное ведение-следование, импровизация вместо заученных связок, уважение пространства окружающих танцоров, соблюдение ронды, – составляют идеал социального танго в целом.

Технику апиладо проще всего освоить и, если вы планируете танцевать до ста лет без износа и травм, это хорошая инвестиция. Но кто сказал, что танго милонгеро не может быть интересно для молодых и динамичных?

Танго-салон tango de salon

Когда в начале 1900-х танго вошло в приличные дома, установились строгие правила. Никаких фигур, только элегантные шаги и повороты. Никаких прижиманий: между стройными корпусами остается небольшой просвет. Никакой кабатчины – стопа не показывает подошву, «ласкает пол». Никакого фанфаронства – только качество и деликатность. Это называлось танго лисо (исп. гладкое, вылизанное). Ограничение «стопа не выше колена» даже включено в правила российского этапа чемпионата мира по категории «танго-салон», а всяким поддержкам и прыжкам отводится место в номинации «сценическое танго» (tango escenario).

Салонное объятие бывает открытым, закрытым или V-образным (левая грудь партнерши ближе к правому боку партнера, для удобства вращения в закрытую сторону пары). Чувство контакта равномерно распределено между грудью и спиной; тонус рук критичен для обмена информацией, особенно при пивотах. И в постоянном, и в «дышащем» объятии с переменной дистанцией, и даже когда две оси сливаются в общую ось пары, – каждый сам поддерживает свой баланс. Поскольку позвоночники условно вертикальны, возможности скрутки ничем не ограничены, кроме собственной гибкости тел и замысла движения пары. У шага выделяется фаза проекции, что расширяет диапазон его длины и темпа. Таким образом, и пивот, и перемещение веса над полом становятся управляемыми в каждую миллисекунду процесса. Всё это придает движениям томную котоватость.

Салон – самый сложный стиль. Кто научится салону, станцует любое танго.
Орасио Годой
(несколько видео в развитие данного тезиса)

В 1930-х продвинутым танцорам захотелось поинтересней использовать шикарные полы, и к 1940-м все фигуры из танго орижеро (исп. orilla – окраина), придуманные босяками полвека назад, обрели облагороженные очертания, в которых и остались процветать. В основе большинства фигур лежали cortes – остановки, прерывающие течение прогулки (caminada). Соответственно, существовало tango con cortes для сцены и media corte elegante для танцевания в обществе.

Танго нуэво tango nuevo

А потом настала эра высоких технологий. И пришли два другана – Фабиан Салас и Густаво Навейра, и разобрали танго с фигурами на составляющие, и стали с этим конструктором экспериментировать, чтобы удобнее было преподавать. Тему подхватили Хулио Бальмаседа и Чичо. Оказалось, если позволить больше эластичности объятию, активнее эксплуатировать инерцию, ощущая тело как систему подвижно связанных объемов и весов, подчеркнуть фазы импульса и расслабления, поиграть с уровнем в коленях, из равновесия на своих осях повыходить в равновесие вокруг общей оси, – то нога полетит выше, талия скрутится круче. А на принципе маятника (волькада), центробежной силе (кольгада) и противоходах можно будет кататься, как на качелях-каруселях, чуть ли не в каждом шаге.

И понеслось! Нуэво быстрое, нуэво медленное, салон различной степени нуэвистости. Новые возможности для тех, кто хорошо усвоил классическую базу. Индульгенция для тех, кто не хотел стоять, ходить, водить и слушать, махать и скручиваться по-традиционному, – не научился и в новом стиле, чем несколько подпортил ему репутацию и обратил взгляды модной танго-молодежи назад, к истокам.

Ситуация типичная для современного искусства. Чтобы «я так вижу» не читалось как «иначе не умею», а приличные партнерши и партнеры не стеснялись с вами танцевать… граждане юные гении! Раньше гипсовых торсов и портретов с натуры, пожалуйста-пожалуйста, не беритесь рисовать Гернику. На иные милонги в Европе просто больно смотреть. Не умея толком стоять на ногах и вкусно обниматься, пары видят себя в равных правах с сотрясателями устоев, а получается… немножечко не то: «Знаешь, Изя, то, шё ми считали за оргазм, так это была астма.» Что уж говорить о музыкальности, которую новообращённые в погоне за свободой тоже оставляют за бортом, тогда как сами танго-революционеры остаются музыке неукоснительно верны:

Отметим вслед за режиссером Сокуровым, что чем больше в искусстве канонов, тем дольше оно живет во времени, будоража внимание и воображение. Подтверждения – повсюду, будь то японская гравюра или реконструкция доспехов. Канон дает творцу точку опоры, и ничто так не пробуждает индивидуальность, как обыгрывание ограничений (запрети ученику уводить партнершу с опорной ноги, и он придумает фигуры, о которых раньше не подозревал).

Мы в «A bailar!» уважаем все стили, не чураемся театрализованных выступлений, любим пошалить и поисследовать границы, но стремимся совершенствоваться в русле классического танго – милонгеро и салона, в которых, чтобы получить «тангазм», не обязательно завязываться узлом. Ласковые объятия, летучие шаги и бисерные шажочки, смакующие богатство музыки. Сочные очо, острые болео, мягкие сакады, щегольской флирт на уровне стоп. Дразнящее энганчо или хлесткое ганчо изредка, но к месту… Даже мэтры танго-шоу вам подтвердят, что для счастья на милонге нужно не так уж много движений. Главное – не ЧТО, а КАК и ЗАЧЕМ.

А как же манящее слово «нуэво»? В сущности, это просто метод… прекрасный, рабочий метод. Нуэвим мы все, кто учился и учит по принципу «как это сделано» вместо старинного «делай, как я».

Ох уж эти стили танго: 13 комментариев

  1. Арсе и Монтес — как пример канженге??? О_о
    Вот пример настоящих танцоров канженге — Martha Anton и Manolo Salvador.

    Они — руководители «Mo.C.C.A» — «Movimiento Cultural Canyengue Argentino». Эта организация основана Martha Anton и Manolo «El Gallego» Salvador с целью сохранения и передачи стиля танго-канженге следующим поколениям тангерос.
    Кстати, они будут у нас в Красноярске 7-9 июня 2013 года на фестивале «Corazón del Tango». :)

  2. Было невозможно удержаться от искушения показать разницу в стилях на примере одной и той же пары. А за пример аутентичных канженгерос большое спасибо. Мы как раз вынашиваем идею летнего фестиваля по старым стилям, на открытом воздухе. Думали написать «МоККовцам» Alberto Muraro & Marta Lorenzi, всё ж из Италии ближе ехать…

  3. Из статьи Даниэлы Пуччи в переводе Петра Соболева:

    Эстетичность – не то же самое, что техника. Хорошая эстетичность сделает танец приятным для наблюдения. Хорошая техника сделает его приятным для танцевания.

    Я танцевала с милонгеро, которые вонзали свои пальцы мне в рёбра и выкручивали мою правую руку. Я танцевала с милонгеро, которые вели меня с такой нежностью, что я не могла понять, откуда в точности идёт ведение, как если бы это была приятная волна, отправляющая меня в танго-блаженство.

    Я танцевала с танцующими салон, у которых было настолько плохое чувство времени, что они посылали меня отскакивать от границ их жёсткого объятия. Но я танцевала и с танцующими салон, чей полный контроль над собственным телом, изысканная музыкальность и упругость, чувствительное объятие вызывали во мне трепет, отправляя в танго-блаженство.

    И я танцевала с танцорами нуэво, подходящими под все плохие стереотипы. Они бросали меня в шаги, выбранные, кажется, случайно – без связи с музыкой и без учёта ограниченного пространства, вводя меня в постоянный «тревожный режим», чтобы не ударить других танцующих. Однако я также танцевала с танцорами нуэво, которые соизмеряли амплитуду своих движений с плотным трафиком милонги так, что я ни секунды не беспокоилась. И они использовали в открытом и закрытом объятии присущую этому стилю эластичность, создавая восхитительные, динамичные интерпретации музыки, отправляя меня в танго-блаженство.

    Независимо от стиля, общей чертой этих очаровательных партнёров была хорошая техника: хороший контроль над своими движениями и понимание движений партнёрши, так что ведение было нежным, но в то же время ясным и точным, согласованным с музыкой и пространством вокруг нас.

    Техника освобождает нас от забот, КАК сделать что-то, так что мы можем полностью, без напряжения, погрузиться в переживание происходящего. Но, всё же, техника не то же самое, что контакт. Техника – слуга контакта, средство достижения цели.

    Несколько лет назад хорошо известная топовая пара посетила Нью-Йорк. На одной из милонг, неожиданно, партнёр пригласил меня станцевать. Это была забавная танда: он очевидно был очень опытным, с яркой музыкальностью. Однако, что мне больше всего запомнилось – его пренебрежительное отношение по окончании танды: он даже не смотрел на меня, когда мы поблагодарили друг друга и разошлись.

    Не так давно я танцевала с джентльменом, который был не так опытен и музыкален. Он обнимал меня с неописуемой нежностью и я чувствовала себя сокровищем. Меня переполняли сильные эмоции, хотя мы танцевали простейшим образом. Тот факт, что мы были танцорами аргентинского танго, был в течение этих десяти минут совершенно несущественным: мы были двумя людьми, вытащенными на короткий миг из изоляции наших индивидуальных путей, полные признательности за привилегию обнимать друг друга.

    Лично я хотела бы, чтобы в каждом танце, включая выступления, у меня было мужество представлять себя подлинной – человеком с недостатками, перед другим человеком с недостатками, чувствуя защищённость в уверенности, что я буду полностью принята такой, какая я есть. Я бы хотела, чтобы мой партнёр позволил мне видеть его во всей его эмоциональной наготе, будучи уверенной, что я приму его во всей его целостности. В этот момент совершенной уязвимости, обняв друг друга, мы заключим соглашение, что в следующие десять минут вместе разделим наши эмоции. Как только мы великодушно поделимся собой, у нас возникнет контакт. Вся искренняя выразительность, которая возникнет из нашей встречи, будет не только приемлема, но и в самом деле совершенна.

  4. Сосредоточившись на цели, не стоит пренебрегать средствами, — замечает танцевально-двигательный терапевт Александра Вильвовская, чьи приемы активно применяются нами на уроках.

    • Стать видимым для другого человека, сделать его свидетелем своих эмоций – всегда немного страшно. Страх блокирует осознание тела, амплитуду освоения пространства, участие в собственном движении. Превозмогается практикой.
    • Можно долго бить себя в грудь, убеждая, что там клокочет вулкан страстей. Но если не вкладывать эмоцию в движение, не «идти за эмоцией», не доносить ее до партнера, партнер о ней так и не узнает.
    • Также может мешать недостаток опыта управления определенными частями тела определенным образом. Добро пожаловать на разминку.

    Слитность, чувственность и косяки: о том, как достигать выразительности, избавляясь от страхов

  5. А подскажите, пожалуйста… Есть какой-то определенный стиль, где медленный ритм и меланхоличность танго салон сочетается с более откровенными и гибкими элементами аргентинского танго как, как мне кажется, здесь https://www.youtube.com/watch?v=Yp4s5lxUR5M?
    Я вообще не разбираюсь, написала так… субъективно. Только собираюсь пойти на уроки, хочу понять, чего хочу =) Буду очень благодарна за ответ =)

  6. Определенного нет, а промежуточных – сколько угодно.)) И ритмы могут быть очень даже бодрыми.

    Вот, навскидку, чистокровный салон-салоныч с элементами флирта:

    Добавим экшена (так даже на милонге можно, если только уложиться в общую линию танца, шагать покороче, махать покомпактней и туда, где нет людей и мебели, а поддержки вовсе исключить):

    Мне, как и всем девочкам, нравится дерзкая героиня «Легкого поведения», но ее активность, необходимая по сюжету фильма, нетипична для любого из современных стилей танго. Мужчина управляет всей парой и оставляет женщине мало шансов к нему позаигрывать, потому что это может помешать ему делать всякие крутые штуки:

    Ничего не остается, как в отведенных рамках быть воплощением чувственности всю дорогу. ;)
    Он сам, если захочет, обовьет себя вашей ножкой.

    И это всё еще салон, хотя по характеру ведения первое видео ближе к милонгеро, а второе к нуэво. Если в самой статье примеры выбраны по принципу различия, то здесь я специально привожу приближенные, так сказать, к общему ядру современного танго.

  7. Впрочем, я бы погрешила против истины, если бы утверждала, что диалогового танцевания не существует:

    Партнер может дать вам сдобрить его рассказ своими остротами, либо ждать обмена репликами:

    Считается, что в танго нуэво (последнее видео) простора для женской активности больше всего. Несомненно, история танца отражает тенденции в обществе, но в конечном итоге всё зависит от конкретной пары.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s