Три мира парных танцев: где вам будет лучше?

5_tango_social_competition_and_show

Социальный. Спортивный. Сценический. У всех трех форматов есть свои горячие поклонники, а у поклонников – веские причины ими быть. Так же, как кровные братья, разные танцы склонны соперничать, но и черпать поддержку друг в друге. Расхождения между ними важно понимать, чтобы сделать выбор, сообразный вашему характеру, и чтобы не навязывать одному танцевальному сообществу правила и ценности другого. А также чтобы замечать маркетинговые уловки. Например, когда человека, пришедшего за развлечением, «подсаживают» на соревновательность, которая обходится значительно дороже.

Статья Ричарда Пауэрса в переводе Натальи Орловой 

Кратчайшая история бальных танцев 

Самые ранние из детальных описаний танца встречаются в XV веке и относятся к парным танцам со сменой партнеров на массовых мероприятиях. Многие сценические формы танца, включая классический балет и джаз-модерн, являются их потомками. То, что танцевали на балах, дало общее название бальным танцам. Позднее в обиход вошло обозначение «социальные танцы».

XIX век – эпоха вальса и польки. Важную часть бальной культуры составляет душевная щедрость, побуждающая танцоров заботиться об удовольствии друг друга и собравшейся компании, как о своем собственном. Второе кредо – умение адаптироваться. Американские учителя танцев писали об этом так:

ballroom_dance_guide_books«Основы истинной вежливости глубже, чем простое соблюдение правил. Это естественное и спонтанное следствие тонкого ума и доброго сердца, не обращающих внимания на неудобства ради счастья других.» – Эдуард Ферреро, 1859

«Нет двух одинаковых танцоров. Когда их движения гармонизируются, неповторимость каждого, естественная и необходимая, придает их целому приятное разнообразие.» – Уильям ДеГармо, 1875

А Фред Астер отметил: «Приноравливая свой стиль к стилю другого, вы не поступаетесь своей индивидуальностью – вы создаете купаж с индивидуальностью партнера.»

Социальные формы танца иногда фигурировали в кабаре и водевилях конца XIX столетия, но массовыми выступления на публику стали в XX веке. Вернон и Айрин Касл (на фото) были среди первых профессионалов, начавших исполнять социальные танцы на сцене между 1912 и 1915 годами. Через два десятка лет Фред Астер и Джинджер Роджерс затмили их благодаря кино. Традиция хореографической постановки получила продолжение в бродвейских шоу, таких как «Зажигая паркет», а также в фильмах, вращающихся вокруг танца, или полностью посвященных ему, как «Танго» Карлоса Сауры.

ballroom_dance_guide_booksПоследними явились миру спортивные бальные танцы, выросшие из увлечения лондонских рабочих кварталов, где сотни танцующих заучивали хореографические последовательности наподобие вальса «Велета» (1900) Артура Морриса. От вальсов эта традиция распространилась на уанстеп, тустеп, танго и фокстрот. В разных слоях общества вкусы отличались. К 1914 году обозначился раздел между любителями выученных связок (sequence dancing) и импровизации (freestyle dancing). Высшие классы Лондона предпочитали импровизировать, тогда как рабочие с окраин полагались на связки, устраивая еженедельные балы, где танцоры разучивали, запоминали и исполняли всё более обширный набор танцев.

Следующей ступенью к танцевальному спорту было установление стандартов. Создание и стандартизация бальной хореографии контролировались несколькими возникшими в то время организациями. Наибольшее влияние имело Имперское Общество Учителей Танцев (ISTD). Основанное в 1904 году с целью «братского сотрудничества надлежащим образом квалифицированных учителей танцев в Британской Империи для защиты общих интересов», как значилось в уставе, сегодня Общество блюдет «международный» стиль, он же английский. Первоначально данная организация занималась приведением шагов, техники и стиля к единственно правильной версии. Соревнования появятся двумя десятилетиями позже.

Ключевой мотив среднего класса – восхождение по социальной лестнице. Совершенствуя мастерство, можно повысить свой статус. Вооруженные этим принципом по отношению к танцам, в 1922 году Клуб Проказ и Квинс-Холл организовали первые бальные соревнования с судейством, как путь «наверх» через усердный труд.

В раннюю пору соревнований в английском стиле преобладала естественность и скромность. Учебник 1923 года гласил: «Все движения легки, непринужденны, что так легко разрушить преувеличением. Лучшие танцоры тишайши; они не похваляются своей сноровкой.» Таким образом, оценивая хореографию, судьи основывались на ценностях и эстетике учтивого социального танцевания.

Затем в регламент был введен отборочный тур, в котором танцпол заполняют все соревнующиеся. Судьи проредят его до нескольких финалистов, которых будут оценивать уже индивидуально. Это новшество повлекло за собой резкие изменения в облике танца. Участникам пришлось совершать более экспансивные движения, чтобы выделиться в толпе. Движения, преувеличенные до предела, и яркие костюмы были средством выживания. Либо затмеваете, либо вылетаете. Вот эта чрезмерность и отличает спортивные танцы от социальных.

Избежать ее удалось разве что аргентинскому танго в стиле салон, где даже на соревнованиях ценятся элегантность и выразительность малыми средствами. – AdT

«Кому танцуем», помимо собственного удовольствия?

♥ Социальные танцы – для партнера.
✌ Спортивные танцы – для судей.
✪ Сценические танцы – для зрителей.

Какие ожидания у вашей целевой аудитории?

♥ Партнеры хотят взаимодействовать с вами спонтанно и легкомысленно, разделяя удовольствие от движения.
✌ Судьи желают видеть правильные, отшлифованные движения, выполненные с артистизмом.
✪ Зрители требуют красивого развлечения, обычно отдавая предпочтение эффектным и сложным движениям.

Какое умонастроение вам понадобится?

♥ Доброжелательность, гибкость, любопытство.
✌ Амбициозность, наступательность, перфекционизм.
✪ Зависит от специфики конкретного выступления.

Что будет вам наградой за труды?

♥ Нахлынувшая и подаренная радость танцевать вдвоем. Популярность у желанных партнеров.
♥ Удовлетворение от самосовершенствования.
♥ Уверенность в себе.
✌ Азарт состязания. Произведенное впечатление. Возможно, даже победа.
✌ Удовлетворение от самосовершенствования.
✌ Уверенность в себе.
✪ Удовольствие зрителей. Произведенное впечатление. Бурные аплодисменты.
✪ Удовлетворение от самосовершенствования.
✪ Уверенность в себе.

Как относиться к ошибкам?

♥ Ошибки неизбежны. Посмеемся и танцуем дальше. Обыграть ошибку – тоже талант.
♥ Если партнерша сделала не то, что задумал партнер, значит, так интерпретировала ведение. Имеет право.
♥ Если танец удался на 80% – уже здорово. Во время остальных 20% происходит самая важная часть обучения. Придираться друг к другу на вечеринке – немыслимо.
✌ За ошибки снимаются баллы. Соревновательная культура танца изначально нацелена на безошибочность.
✌ Если партнерша сделала не то, что задумал партнер, это ошибка. Если партнерша подхватила ошибочное движение партнера, баллы снимут все равно.
✌ 100% качества – это что-то вы недорабатываете.
✪ От профессиональных артистов публика ожидает совершенства, так что танцевальные коллективы много репетируют во избежание ошибок на сцене.
✪ В любительских выступлениях ценится драйв, так что погрешности воспринимаются легко.

Стандартизация фигур и техники?

♥ Не работает, поскольку партнеры все разные. Каждый раз необходимо подстраиваться друг под друга.
✌ Есть, и строгая, поскольку соревнующимся нужно точно знать, что важно для судей.
✪ Иногда, но нынешний балованный зритель-дегустатор предпочитает уже виденному нечто новенькое.

Стандартизация стиля?

♥ В свинге, сальсе, танго копирование чужого стиля не поощряется. В рамках общих принципов и подходящих приемов, у вас вырабатывается свой индивидуальный почерк.
✌ О да. Вы тренируетесь на примерах чемпионов, тщательно копируя каждый нюанс эталонного стиля.
✪ Стили разнятся от хореографа к хореографу, но каждая труппа наследует своего мэтра.

Постановочный танец?

♥ Нет. Танец строится шаг за шагом, в зависимости от того, что партнеру в голову взбредет и как на это реагирует партнерша. Внимание обоих танцоров обострено к возможностям.
✌ Да. Соревнующиеся основывают танец на выученной хореографии, доведенной до автоматизма. Исключение – формат «Jack and Jill» в линди-хопе и свинге, когда танцоры становятся в пару друг с другом впервые, а также соревнования в категории танго-салон при условии, что музыка заранее не известна. – AdT
✪ Да. Обычно выступления поставлены и отрепетированы, особенно что касается синхронности в коллективе.
Импровизации практикуются в свинге, блюзе, танго, сальсе, и у публики «в теме» пользуются большей симпатией, чем постановки. Но, чтобы выступление произвело максимальный эффект, необходимо придумать ключевые фишки заранее, равномерно охватить пространство площадки, ориентировать движения в фотогеничных ракурсах, а перед всем тем определить общую задачу, о чем будет танец: о тонкостях музыки, о трюках или об отношениях, содержащих некую историю. – AdT

Моментальное принятие решений?

♥ Оба партнера находятся в режиме непрерывного реагирования.
✌ Обычно нет. Большинство решений принимают за вас другие: формируют программу, ставят хореографию. Вы работаете главным образом над стилем. (Разве что нужно увернуться от другой пары, но это ее ошибка.)
✪ Нечасто. Большинство решений принимается на этапе постановки танца.

Техника?

♥ Намеренно проста. Установление контакта в паре, координация с другим человеком уже являются вызовом. Большинству социальщиков хочется поскорее затанцевать с новыми друзьями, отдавая больше внимания партнеру, чем изощренной работе мышц.
✌ Намеренно сложна. Требует долгих лет ежедневного труда с предельной концентрацией. Будь она легкой, судьям было бы трудно отличить хороших танцоров от самых лучших.
Выступления бывают двух видов: «мы сделаны из той же плоти и крови – значит, вы тоже так сможете», и «мы осмеливаемся выступать перед вами на том основании, что вы так не сможете никогда». – AdT

Романтика?

♥ ✌ ✪ Это главная движущая сила культуры парных танцев на протяжении пяти с лишним веков, ныне как-то слегка затушеванная. Прекрасно сказано у Джейн Остин: «Увлечение танцем – уже шаг навстречу влюбленности». А фильмы! От Фреда Астера и Джинджер Роджерс до «Грязных танцев» и «Легкого поведения», завязкой страстных отношений становится танец.

Три мира парных танцев: где вам будет лучше?: Один комментарий

  1. «Танго можно интерпретировать различными способами. Полагаю, на фундаментальном уровне можно выделить пять модальностей. Как пять пальцев на руке, они дополняют друг друга, сохраняя некоторую независимость.

    1) Традиционное танго: выражается в удовольствии спонтанного социального танцевания, место которому – на милонге. В рамках традиционного танго существуют разнообразные стили: канженге, милонгеро, салон, стили районов Вижа Уркиза, Боэдо, Каферата, Парк Патрисиос, дель сентро, и т.д.
    2) Академическое танго: к нему прибегают, когда дают или берут уроки. В нем есть некоторые формальные моменты, связанные с паттернами и систематизацией, присущими любому обучению.
    3) Показательное танго: в исполнении милонгерос, но предполагаются, среди прочего, особенная одежда и предварительный выбор музыки. Иначе говоря, оно требует подготовки. Оно тождественно традиционному танго, но кое-что изменилось – появилась демонстрация.
    4) Сценическое танго: здесь есть заранее поставленная хореография. Спектаклем оно может быть или не быть, но всегда требует выбора музыки и специально подготовленной одежды, макияжа и т.д.
    5) Соревновательное танго: это ещё всё то же танго, но в данном случае танцоры обязуются соблюдать правила, обозреваться и оцениваться группой людей, обладающих квалификацией в предметной области. Здесь демократичное и спонтанное самовыражение, с которого всё начиналось, подвергается явственной модификации.

    Таковы различные, взаимодополняемые и нуждающиеся друг в друге пять версий танго. И, как пять пальцев на руке, они объединяются удовольствием от танца.»

    Из книги Марио Моралеса «Искусство комбинирования движений». Пер. с исп. – Н.О.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s