Навыки выживания в трафике

Заметки тангеро, не совсем забывшего, как дрожат коленки при выходе на танцпол. – Валерий Гребенник для школы «A bailar!»

Всё, что я напишу ниже, может быть спорно, неоднозначно и неполно. Но если вы уточните, поправите, дополните, возможно, вы без преувеличения спасете чью-то танго-судьбу или ножку вашей же любимой партнерши. Это то, чем пользуюсь сам и что облегчает жизнь и помогает получать удовольствие.

1. Цели. Самая простая и самая главная – уберечь девушку, которая танцует с вами, дать ей все возможное, чтобы она могла расслабиться, доверяя вам, могла закрыть глаза. Ибо если ей будет хорошо с вами, есть шанс, что и вам будет хорошо с ней. Вторая не такая важная, но все-таки очень существенная – тратить поменьше внимания на трафик самому, чтобы больше можно было сосредоточиться на музыке и удовольствии. Для этого нужно бы кое-что знать и уметь. 

2. Основное правило – уважение правил, как на дороге при вождении авто – «не делай неудобно другим и будь понятен на дороге»: обходитесь без резких маневров, будьте предсказуемы, дайте другим партнерам спереди и сзади привыкнуть к вашей динамике. Есть шанс, что рядом с вами им не придется делать резких движений и уворачиваться, менять траекторию движения. Не подпирайте впереди идущего, не мигайте ему фарами. Не создавайте слишком много места перед собой – на него обязательно кто-то покусится.

3. Естественность. Вы должны быть готовы сделать шаг в любую сторону с любой ноги. И повести туда партнершу. Как? Как в жизни, когда вы идете за молоком, а на голову вам метит птичка. Отпрыгните или отшагните. Быстро. Легко. На автопилоте – инстинкте. Просто ИДИТЕ! Переносите тело (вес, ось, объем), задницу вашу вместе с бедрами и туловищем сверху. С головой, но без ее участия. У головы – другие задачи: идти или нет за молоком в магазин – ей решать. Как перепрыгнуть через лужу – не ее дело! Просто прыгайте, иначе, обдумывая, как движется стопа и хороша ли постура, намокнете непременно. Сюда же можно отнести и привычку ходить связками – забейте! Еще раз: в танго НЕТ каких-то особенных шагов, которыми вы не пользуетесь в жизни! Оформление – да, может отличаться. Суть – та же – перенести задницу и все остальное. А почему, собственно, столько внимания именно ей? У дамы – это самое тяжелое место. Спросите санитаров, они знают. Кто-то вообще рекомендует: как бы вам ни нравилась грудь девушки, направлять внимание / ведение надо именно к … Правильно. И надо стараться обращать ведение не к свободной ноге, пытаясь прошмыгнуть рядом, а к опорной. Но это уже немножко оффтоп.

4. Танго — «это про то, как ходить» (Арсе). НО! «Можно НЕ ходить» (примерно через полгода, Капусси). Для меня это было откровением! Вовсе! Совсем. Ни шагу… Над новичком иногда кружит злой рок и имя ему «Надо-что-то-делать!» И с решимостью идущего на смерть он прорывается во впереди стоящую пару третьим. Нет! Расслабьтесь! Вы можете НЕ ходить, а, оставаясь на месте, вести свою партнершу на прерванные движения, кортадо, очитос, ложные крестики и оттопывать синкопы на простой смене веса с минимальным продвижением. Если вас прижмут так, что лучше бы уже просто связали – остается дыхание, микродвижения, выстраивание тела – подготовка к шагу, то, что Гавито в другом контексте называл «танго – это то, что между шагами».

5. Не замирайте в толпе. Партнеры рядом точно так же отслеживают пространство боковым зрением. Если вы замерли или прекратили движение, или сильно уменьшили его амплитуду, вы перестали восприниматься ими как «занятое пространство». В худшем случае вы воспринимаетесь как еще одна колонна, которую можно игнорировать ввиду полной неподвижности. На использовании бокового зрения основывается и рекомендация не обращать внимания на трафик вовсе: «если вы активно танцуете в пространстве пары, вокруг чувствуют вашу энергию». В этом есть доля истины, но в целом такое безразличное отношение к трафику не работает. Это перекладывание ответственности на других — «А пусть они…», да и представления о пространстве и допустимой динамике у всех разные. Например, споры о том, допустим ли один шаг назад, столь же бурные, как и в годы моего первого прихода в танго… т.е. почти в древности. Что такое это пространство пары и как его создать – об этом чуть ниже.

6. Не обгоняйте справа. Никогда. Точка. В это время вы вне видимости партнера, для него это место свободно! Если он сделает мощный шаг в эту сторону, то этим он высадит вас на столик рядом с танцполом, и тогда ловите стаканы и доказывайте потом всем, что вы не шашлык, а ваша девушка не пицца.

7. Хочешь жить – умей вертеться. Тут всё просто: в круговых динамиках вы получаете необходимую маневренность и возможность видеть на 360 градусов. Сделать шаг в освободившееся пространство. Подставить свою спину или попу и прикрыть партнершу собой. Простора для линейной динамики в одном направлении практически никогда нет! Но начинашек учат вначале двигаться именно линейно, и им катастрофически не хватает места! Ходите по кругу. Центр окружности (прикиньте, как в геометрии) может располагаться между партнерами, вне пары, или им может быть один из партнеров. При этом они могут двигаться в одном направлении вперед и назад или в разных навстречу друг другу. Возможности для маневра при этом – широчайшие.

8. Меняйте стилистику. Открытее / закрытее, ближе / дальше ваше объятие – ваш выбор. Закрытая глухая, похожая на боксерскую стойку, постура милонгеро и раскованно-элегантная салонная занимают разное пространство по объему. Стилистика танца тоже сразу изменится (во всяком случае, должна бы). Чуть выше поднять локоть левой руки партнера – и бедра партнерши частично блокируются. Может, тогда ей не придет в… да, в голову делать высокое болео и размашистые шаги / очо. Маленькие, под корпусом, шажочки, крестики. Добро пожаловать в «милонгеро». Попробуйте также поиграть со спиной партнерши, положив вашу ладошку ближе-дальше, выше-ниже, пальцами вверх-вниз и вы поймете, что даже у самой тонкой девушки на спинке есть столько места приютить вашу ладонь. Когда я впервые проделал этот опыт, мне показалось, что спина – огромна!

Еще две рекомендации, как можно влиять на длину шага партнерши: уровнем партнерши по высоте — чем ниже вы задаете уровень, тем длиннее можно сделать шаг, и, наоборот, когда вы вытягиваетесь в струночку и партнерша вместе с вами, то шажочки возможны только совсем маленькие, а иногда она просто не может поставить ногу (тот же принцип ведения, что в малюсеньких волькадках или ведение на крестик-как-украшение). Ладонь правой руки, чем касаться спины — верхний или нижний край, как открытие-закрытие дверцы. Без давления, конечно. Воспринимается партнершей интуитивно. Но поскольку эти способы требуют уже хорошей чувствительности и навыка, они, боюсь, недоступны совсем новичкам. Для них самым рабочим правилом по технике остается иметь для себя четкое представление, куда именно, на шаг какой длины или на сколько шагов повести девушку. Представлять себе конечную точку этого перемещения. А тело выдаст нужный посыл.

8. И, наконец, то самое «о пространстве, когда его нет». Даже в самом плотном трафике вы можете положиться всегда без исключений только на то пространство, которое занято непосредственно вашими телами. Вы физически создаете объем внутри пары, чуть меняя постуру. Утрируя до неприличия – ваше только то, что заняли ваши задницы. И танцевать в этом объеме вы можете только совсем маленькие шаги, прерванные движения и кортадную технику. Она пригодится вам и в милонге. Так примерно танцуют маэстрос, показывая «шоу на газетке».

9. Паровозики. Есть способы коллективного выживания. Если вы знакомы и уверены в своих товарищах, выходите на танцпол вместе. Следуя ровненько друг за другом, вы можете вместе создать безопасное пространство.

10. Локоть. Костью в спину – сильное средство отрезвления от резких шагов назад. В знаменитой лекции Годой рассказывал, как пользовались этим старые милонгеро. Правда, они иногда пользовались и ножом. Так что, имхо, вы можете, чуть подняв локоть, прикрыться плечом от летящей сбоку пары, но когда на вас идут спиной, все-таки лучше пользоваться ладонью. Просто мягко подставьте ладонь, этого хватит.

Навыки выживания в трафике: 6 комментариев

    • Александр Крамаренко о типичных новичковых ошиПках:

      • Наваливаются на спину впереди идущей паре. «Те полметра, что за спиной впереди идущих — это их пространство, а не ваше!» (с)
      • «Таранят» партнершей впереди идущую пару (явно потому, что не понимают — кроме шагов вперед по ронде есть много иных движений)
      • Ходят более одного шага вперед спиной вдоль по линии ронды
      • Танцуют в ронде номер 1,5 и при этом периодически пытаются вернуться в ронду номер 1 или 2
      • Ведут партнершу на болео в сторону впереди идущей пары
      • Разворачиваются в закрытую сторону без предварительного взгляда туда (да, я в курсе, что это сложно — оценить поляну вокруг).
  1. Урок по навигации от Сергея Маги, Москва (конспект: Павел Прохоров)

    1) На большинстве милонг выход на танцпол не один. Не стоит толпиться там, где и так уже пробка. Возьмите партнершу за руку и проведите к более свободному участку.

    2) Категорически не стоит выпускать на танцпол девушку первой. Она от радости, что ее пригласили, не всегда замечает трафик и может создать много неприятных ситуаций не только вам двоим, но и другим парам.

    3) Не выходить на танцпол, вежливо пятясь назад. Прежде чем выйти самому и вывести партнершу, обязательно поймайте взгляд мужчины в паре, движущейся в вашу сторону. Если он вас увидел, а если еще и моргнул или кивнул — выходите на танцпол смело и держитесь во время танца этого партнера, спокойное танцевание теперь зависит только от вас, а не от внешних обстоятельств.

    4) Очень комфортно и приятно вставать по ронде «паровозиком» из партнеров, которые не только видят друг друга, но и внимательны друг к другу. Если я танцую и встречаю глазами взгляд партнера в паре впереди или сзади от себя, то это настолько успокаивает, что можно танцевать с партнершей, практически не отвлекаясь на трафик. И потом уже можно будет с этим партнером вставать в ронду уже осознанно на следующей танде. Не знаю как вы, а я таких партнеров всех помню, как и партнерш, с которыми очень классные танды получались :)

    5) Не подпирать впереди идущую пару. Аргентинцы и многие другие адекватные танцоры позволяют себе шаги назад, обычно маленькие и по диагонали, но не суть. Если не «дышать им в попу», то и им будет комфортнее, и тебе с партнершей. А если перед тобой товарищ в пасьоне фигачит болео и ганчо и по два шага назад делает, от такого сам Бог велел держать партнершу подальше.

    6) Вы остались на вторую танду, а перед вами завис товарищ, который в пасьоне до этого пребывал и до сих пор не выходит. Возьмите партнершу за руку и уведите ее подальше от этой пары во время кортины.

    7) Партнера, который впереди вас топчется и мечется без продвижения вперед, можете аккуратно «проводить» в левый ряд, заняв его место на его амплитудном движении влево. По совести, обгоном справа это не считается: вы же прямо двигались, а он выскочил в пространство между рядами. — Н.

    8) Очень интересный совет от Маги — танцевать не вдоль ронды, а немного перпендикулярно. Тут два момента: 1) если мы встаем немного под углом на «северо-восток», то мы не только защищаем партнершу от задней и левой пары, но и имеем обзор того, что происходит от нас слева, спереди и сзади. 2) в плотном трафике правой ронды места по направлению движения часто гораздо меньше, чем расстояния между двумя рондами. Вывод — можно танцевать с колебаниями влево-вправо относительно общего направления движения. Но! перемещаясь влево, не стоит подрезать левую ронду. Если у вас слева есть место, это не значит, что можно мешать парам в соседней ронде.

    9) Приоритетная задача партнера — безопасность партнерши. В случае опасности — плюем на незаконченный элемент, на технику, на пасьон и так далее — бросаем всё, спасаем партнершу. В плотном или опасном трафике танцуем спиной ко второй ронде или к самому опасному партнеру рядом с вами.

    10) Если столкновение все же произошло — извинитесь в любом случае, даже если и не вы накосячили. Это снимет напряжение в трафике и в отношениях. Если извиниться жестами не удалось (не кричать же из пары в пару), подойдите после танды и извинитесь. Всем будет приятно и комфортно танцевать дальше, не останется обид и желаний поквитаться.

    • Лекция Родиона Храмутичева в пересказе Александра Пальчиковского

      1. Ронда ведет, пара следует. Следовать – означает занимать предоставляемое пространство. Чем лучше партнерша, тем быстрее она реагирует на освобождение пространства (не значит, что быстрее двигается). Так и для ронды, лучшая пара – это та, которая занимает пространство ронды! впереди себя.

      Тут нужно различать пространство ронды и пространство пары.

      Пространство пары зависит от плотности народа на танцполе. Зачастую оно равно окружности вокруг пары радиусом в один-два шага, и эта зона неприкосновенна! Чем больше людей на танцполе, тем меньше собственного пространства у пары. Чем его меньше, тем больше ограничения на скорость движения (вращения) собственно пары.

      Пространство ронды – это всё пространство, незанятое пространством пар. На практике это означает, что если пара, идущая впереди вас, ушла больше, чем на 2 шага, то параду (хиро на месте и т.д.) делать нежелательно, а нужно стремиться занять предоставленное пространство. В терминах ведения-следования: вы партнерше предоставили пространство и ждете, что она сделает шаг, а у нее по плану помахать ногами и поукрашаться. Вы, как вежливый партнер, конечно, подождете, но раздражает неимоверно. Аналогично всей ронде приходится ждать партнера-парадиста.

      Итого: заметил, что впереди тебя пусто – тут же начинаешь движение вперед (большие шаги, кресты, линейные хиро и т.д.). Догнал впереди идущую пару, оставив ей ее личное пространство с запасиком – можешь парадиться, крутиться и т.д.

      2. Шаги назад возможны, но как при любых шагах в закрытую зону, должны быть предусмотрены и застрахованы риски, связанные с тем, что можно столкнуться с соседней парой. Можно шагнуть назад, если перед этим был шаг или два вперед. То есть шаг (два) вперед, один шаг назад – можно. Шаг вперед – пауза (шаг в сторону и т.д.) – шаг назад – нельзя, потому что за время задержки пространство, которое вы создали для шага назад, уже потенциально заняли все те, кто хорошо понял пункт 1.

      Вдобавок, шаг назад нужно делать короче и по дуге за спину, чтобы минимизировать риски того, что вас таки догонят.

      3. Активнее использовать пространство, перпендикулярное направлению движения, то есть стараться двигаться боком вперед. Зачастую, при большом скоплении народа на танцполе, пространство строго вперед до следующей пары будет намного меньше, чем расстояние между рондой и столами / соседней рондой. В этом случае, разворачиваясь боком, можно получить дополнительное пространство, плюс осмотреться, кто рядом и что тут происходит. Связки вида «шаг вперед, шаг в сторону, шаг назад», представляющие собой стороны квадрата, лучше вырождать в треугольники, направленные под углом к направлению движения ронды (то есть связка «вперед – в сторону – назад» закончится в той же точке, с которой началась).

      Н.: при этом старайтесь не пересекать воображаемую черту, которая разделяет две ронды посередине, или хотя бы не приближаться к соседней ронде на расстояние шага.

      4. Шаг в сторону, закрытую партнершей (вправо) подчиняется тем же законам, что и шаг назад: прежде, чем туда двигаться, нужно создать себе пространство, гарантированно не занятое соседней парой. Либо за счет предварительных шагов влево, либо за счет движения под углом по направлению движения ронды.

      Примеры компактных связок, позволяющих танцевать на месте и двигаться согласно пунктам 3-4: прерванные шаги, кресты без салиды, медиахирос. Этим, на мой взгляд, можно не заморачиваться — главное, уметь делать шаги разной длины и менять направление движения.

      5. Пресловутые «паровозики»: если вы стараетесь выполнять пункт 1, то стремитесь пристраиваться в хвост тем, кто двигается аналогично. Хорошо танцующие тангерос вокруг вас – это дополнительная защита, так как они танцуют музыку, выделяя аналогичные акценты, и в конце концов вы начинаете двигаться как единое целое, даже несмотря на то, что совершаете разные движения.

      6. Скорость движения пары определяется скоростью ронды. То есть обгоны допустимы только в ситуации, когда вы уперлись в пару, перед которой море пространства, а она «тупит» и не собирается его занимать. Обгонять только слева. Справа – как мегаисключение: при любом столкновении в этом случае виноваты вы.

  2. Хавьер Родригес о «паровозиках» и форме (из интервью в переводе Ильи Семочкина):

    Одно дело – работать в команде, другое дело быть друзьями. С того момента, как ты переходишь границу столиков, стульев и проходов между ними и выходишь на танцпол, дружбы более не существует. Что, раз я твой друг, то я могу врезаться в тебя? Нет. Когда ты ведешь машину на скорости по улице, ты не хочешь, чтобы кто-то в тебя врезался. И что ты тогда делаешь? (вертит головой по сторонам) Работаешь в команде с тем, кто тоже сидит за рулем своей красивой машины и с вон тем, сидящим за рулем своей. Если я иду вперед, ведя свою партнершу, я должен находиться в контакте с тем, кто впереди меня ведет свою партнершу, поскольку между ним и мной находится женщина, которая танцует со мной. И так же тот, кто идет позади меня, связан со мной, потому как между мной и ним находится его женщина. Таким образом, я не только защищаю свою женщину, я защищаю и его женщину тоже. Не только я один защищаю свою женщину, но и тот парень, впереди меня, тоже защищает ее.

    Именно так и танцевали на милонгах таких, как «Regine» в «El Beso». Внутри обычно находилось человек 500 и единственное, чем люди соприкасались друг с другом в танцевании – это ткани пиджаков. Прежде чем задеть тебя, любой парень останавливался, чтобы не разрушить ощущения своей, твоей женщины и женщины того типа сзади. Он предпочитал пожертвовать своими ощущениями, чтобы не влезть в ощущения других. Раньше ты входил на танцпол и просто впадал в панику, поскольку все остальные мужчины как бы возвышались над тобой, будто великаны. Естественно, на уровне энергетики, — в реальности это был старичок, такой, что подуешь и улетит. Они смотрели на тебя с выражением лица, будто говорящим: «Если ты хоть заденешь меня, я заставлю тебя вспомнить всю свою жизнь. Я тебе ногу отрежу. И ты не сможешь мне ничего возразить на это» (смеется).

    Тема постуры в танго заключается в том, чтобы обернуть женщину в огромное количество защиты. Я буду защищать ее своей спиной, одной рукой, одним локтем, другой рукой, другим локтем. То есть до того, как столкнуться со мной, другой парень два раза подумает, и если уж он в меня врежется (поскольку аварии всегда имеют место быть), он врежется в нечто активное и присутствующее. Если в момент танцевания у меня нет ни одного, ни другого локтя, то в момент столкновения меня отбросит. Но поскольку врезавшийся ничего не почувствует, вы продолжаете танцевать, сказав: «Да нет проблем, друг, все путем…» Как это нет проблем?! Я тут, танцуя, находился на седьмом небе, а ты пришел и врезался в меня. В моих глазах ты просто придурок, который находится на танцполе, не контактируя с другими парнями. Девочки же вообще в этот момент спят, они находятся где-то в другом месте. Девочка думает о том, чтобы красиво поставить ногу, она должна слушать твою музыку, должна следовать за твоим корпусом. Она помещена внутрь чего-то. Она не находится снаружи, наблюдая за другими дурочками, которые могут ее ударить. У нее нет своей защиты. Именно мы, мужчины, создаем порядок.

    Иной раз я сталкиваюсь с тем, что на милонгах водят женщины. И это полный кошмар. Как ты защитишь тут свою женщину при столкновении, как разрешишь ситуацию? Я не говорю, что женщины не могут танцевать с женщинами. Но женщина, которая «надевает яйца», чтобы танцевать на танцполе за мужчину, должна не только уметь ходить за мужчину технически, но и уметь передвигаться по танцполу, находясь в контакте с другими мужчинами, не теряя уважения к ним. Это не вопрос мачизма или феминизма. Та, кто за мужчину, в этот момент должна быть мужчиной. И точка. Со знанием огромного количества вещей.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s